Acerca de

ШАПКА ФБ2.jpg

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ОТКРЫТЫМ ВООБРАЖЕНИЕМ
Цель не научить рисовать, а научить творчески
и нестандартно мыслить.

Латеральное мышление - эффект голограммы.

 

Латеральное мышление сродни голограмме: простой кусочек пластика, на котором ничего нет - пустота. Но стоит только изменить его ракурс и поймать определенное освещение, появляется объемное изображение, вполне реальное, возникшее из ничего. Это и есть эффект латерального мышления. Латеральное мышление - это изменение ракурса восприятия, это игра образов и ассоциаций, воображения и творческой интуиции, логики и фантазии.

Это вопросы и ответы, и их нестандартные решения, появляющиеся там, где ты их вовсе не ожидаешь.

Но в этой игре важны не столько ответы сколько размышления, которые и приведут к решению задачи. Ассоциации умеют "размышлять" и создавать осмысленные образы через игру воображения. Всего лишь необходимо научиться

ими управлять. Творческие практики моего проекта нацелены на адаптивную реакцию быстрого реагирования

в решении творческих задач, на целенаправленную работу латерального мышления, минуя  действия «дирижера сомнений», не давая ему  никакой власти над творческим процессом. Наталья Бехтерева называла такого дирижера "тревожной красной кнопкой": задача нашего мозга наложить запрет на все, что кажется ему нестандартным или необычным. Это цензор наших реальных возможностей, он мешает нам совершить ошибку. Но его проблема в том, что он не задумывается над тем грозит ли наша идея цели самосохранения или это всего лишь новая творческая идея. Он не оценивает этот фактор, его задача остановить наши действия. Обычные его восклицания: "Стоп! Этого

не может быть! Поэтому не касайся этой идеи". И, действуя шаблонно, мы упускаем большие возможности

нашего творческого потенциала. А он, вопреки всему, огромен!

Практики латерального мышления - это эмоциональная игра со скоростью гепарда.

 

Весь эффект рождения нестандартных идей в их быстроте. Писатель Джон Эрнст Стейнбек очень точно описал это действо: "Идеи, как кролики. Стоит тебе обзавестись парочкой и пока ты учишься как ей управлять, у тебя их уже целая дюжина".  Идеи в активной стадии работы творческого мышления, сталкиваясь друг с другом, рождают их новые производные. Но важно научиться не только генерировать идеи, но и контролировать этот процесс, необходима абсолютная власть над креативным процессом. Полная свобода - это мнимая свобода. Структурированность и креативность - две сестры, причем родные! Курс "Битва с шаблонами" учит, генерируя новое, структурировать творческий процесс и вычленять из хаоса творчества ту единственную верную новую идею.

 

Работа в формате латерального мышления - это тренировка мозга, нацеленная на активную и быструю работу,

на эффективное переключение с задачи на задачу. Игровой формат познания такого опыта дает возможность ребенку с приятной, комфортной легкостью запомнить этот опыт, отложить его в "копилку" долгосрочной памяти

и в дальнейшем пользоваться навыками в любой жизненной ситуации. Именно в игре ребенок адаптируется

к действительности. В игре он наполнен положительными эмоциями созидания. Приведем слова Эйнштейна: "Интеллект обладает мощными мускулами, но он лишен личности, он не может управлять, он может только служить. Управляют действиями только эмоции". Но как нет птиц, умеющих летать с одним крылом, так и эмоции безжизненны без единства чувства и мысли. Методики проекта развивают это единство.

Каждое занятие направлено на расширение границ возможного и развитие творческого упрямства, умения управлять интуицией и творческим процессом. "Интуиция - священный дар. Разум - покорный слуга",

"Воображение важнее знаний. Знание ограничено. Воображение нет. Оно идет куда захочет!" /Эйнштейн/

Практики проекта работают по формуле: АССОЦИАЦИИ + РАЗМЫШЛЕНИЯ = СМЫСЛ.

В чем разница между латеральным мышлением

и классическим творческим?

Латеральное мышление перекраивает понятия, ища наилучшее решение как использовать полученную информацию. Его провокационный характер сначала разрушает шаблоны, а затем создает логические связи

с новыми нестандартами. "Творческое мышление ограничивается описанием результата. Латеральное мышление - это описание процесса" /Эдвард де Боно/ Иными словами, обычное творческое мышление действует поступательно, выборочно и только там, где поиск решений касается непосредственно выбранной задачи. В этом оно сродни логическому вертикальному мышлению. Латеральное же действует "в бок" (lateralis - боковой), смещая вектор поиска в бок. Латеральное мышление ассоциативно и интуитивно выхватывает идеи практически "из космоса". Латеральное генерирует идеи. Вертикальное их выбирает. В этом единстве и происходит процесс латерального мышления: генерирование латерального разрыва с целью в "космосе" поймать большую идею и затем ее заземлить с целью облечь ее в смысл. Когда логика, сталкиваясь с невозможностью решить задачу, видя рядом вещи, которые никак не согласуются между собой, она отказывается их решать, не видя никаких логических связей. Тогда в игру вступает творческое латеральное мышление через ассоциации. Несвязанные между собой вещи провоцируют ассоциации и нестандартные мысли. "Но какова же связь, если ее почти нет? Нужно придумать третью, которая их объединит! Так рождается идея" (Дэвид Линч).

Открыть закрытую дверь. Но дверь открытой не остается вечно!

Подросток, как правило, держит свою дверь закрытой и это касается не только его комнаты, но и эмоционального переживания действительности. Открыть ее можно только предложив ему что-то крайне интересное, опыт, который он еще не переживал. Творческие практики предлагают ему пробовать свои силы в разнообразных творческих задачах: можно рисовать, даже не умея (главное не что я рисую, а что я хочу сказать); научиться генерировать новые идеи (оказывается это очень просто);  понять как можно управлять своей творческой интуицией (она всегда к этому готова); научиться лингвокультурному обмену в команде (работа со словом, генерация смыслов и образов); научиться защищать свои идеи и научиться слушать других (мозговые штурмы) и т.д.

Метод кальки с работы в рекламных агентствах.

Практики проекта применяют принцип и стратегии работы в рекламных агентствах при разработке идей и их проектирования (мозговые штурмы, работа со словом, принципы создания дизайна, рекламы и социальных проектов). «Проба пера» в самых разнообразных проектах обязательно найдет отклик «что ближе всего именно мне». Практика рекламной деятельности лучшая методика для раскрытия скрытых возможностей поскольку затрагивает широкий спектр творческих задач. А дисциплины рисунка, колористики и композиции всего лишь инструменты поиска. Они направлены на «отращивания крыльев» в полете. У творческой интуиции и воображения крылья растут только в отрыве от земли.

Каждый новый урок - это новая территория для боевых 
действий против шаблонного мышления.

Каждый урок начинается с обязательного разогрева (интеллектуальный пинг-понг 10-15 мин.), который раскрепощает воображение и ассоциации, давая им раскрыться в полной силе в решении творческих задач основой темы урока. Каждый урок - это всегда новая тема, нацеленная на стимуляцию ребенка на самостоятельное действие: «это ты сам сделал, это твоя идея, развивай ее!»  Ребенок привыкает к стратегии  творческого упрямства

с осознанным пониманием, что творчество и страх несовместимы и смело направляется на поиск своего собственного святого Грааля творчества. Быстрое и глубокое погружение в творческую задачу позволяет затем выныривать

с богатым уловом новых нестандартных решений. Творческое упрямство провоцирует развитие навыков,

а навыки становятся закладкой фундамента для развития профессиональных качеств "рыбака" и ловца

больших идей.

Методики проекта "Битва с шаблонами" не только работают с ломкой шаблонов, они являются теми самыми провокационными векторами. На выполнение заданий отводится непродолжительное время, достаточное для

возникновения ассоциаций и творческой фантазии и недостаточное для восстания "дирижёра сомнений".

На этом и построен весь творческий процесс проекта. Но ребенок не находится один в этом глубоководном заплыве.

Учитель в данном процессе, как модератор, подсказывающий и направляющий, но решение ребенок принимает сам.

Проекты для родного города.

Разработка проектов для родного города – это самая прочная связь с социальной действительностью, которая рождает чувство творческого подъема: «я работаю не на «корзину», а участвую в настоящих взрослых проектах.

И я сам решаю, что я хотел бы сделать для своего города». Все предлагаемые ему идеи проектов: социальные проекты, арт-объекты для города, функциональные объекты малой городской среды, проекты от реальных

до нереально-фантастических, например, парк Диснейленд в моем городе –  это всего лишь вдохновляющие стимулы. Каждая предложенная пилотная идея на мозговых штурмах необратимо приобретет иной поворот, заданный самими ребятами.

Адаптация практик гуру по креативным технологиям
и методов работы с творческими функциями мозга.

Проект наполнен разнообразием практик по развитию латерального мышления. Практики адаптированны или вдохновлены работами известных гуру: Эдвард де Боно, Майкл Микалко, Дмитрий Карпов, Татьяна Черниговская,  Сергей Королев, Сакити Таеда, Светлана Кузина, Дмитрий Чернышов, Дмитрий Карпов, Генри Тодд, Уилл Гомперц, Франц Цвикки и др. Однако 70% оригинальных заданий придуманы автором проекта "Битва с шаблонами".

Методические пособия.

Проект имеет широкий архив методического материала  (фото, видео, аудио, стихи, фильмы, изобразительное искусство, текстовые примеры, раскладки-схемы), которые являются визуальным и текстовым пособием

для комфортного и эффективного знакомства с неизвестными еще ребенку новыми темами.

АВТОРСКОЕ ПРАВО НА МЕТОДИКИ «БИТВА С ШАБЛОНАМИ»
ПОДТВЕРЖДЕНО СВИДЕТЕЛЬСТВОМ О ДИПОНИРОВАНИИ.
НОТАРИАЛЬНО ЗАВЕРЕНО С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
ГОТОВИТСЯ ИЗДАНИЕ
"КНИГА ТВОРЧЕСКИХ ПРАКТИК. БИТВА С ШАБЛОНАМИ".

Проект "Битва с шаблонами"

Задать вопрос

Thanks for submitting!