Acerca de

ШАПКА ФБ2.jpg

Мозг самая ленивая система,
но самый активный адвокат шаблонов

Функция мозга направлена в первую очередь на самосохранение и выживание своего хозяина, - этот закон, который не изменился со времен первых архантропов и непреложен до сего дня, т.к. эволюция мозга много медлительней любых других биологических эволюций, не говоря уже о технических. Потому мозг нацелен сберечь каждую частичку энергии (от потребления всей энергии человека мозг тратит 20%, а когда приходиться включать мозги, то целых 25%). Его "ленивость" компенсируется его "адвокатской" деятельностью: он генерирует шаблоны. Зачем тратить энергию на создание новых связей, когда можно из архива достать шаблон? Из-за повторов и схожих ситуаций происходит объединение объектов памяти в единый комплекс, группирование и в дальнейшем память работает

с ним, как с одним объектом. Причем мозг каждого человека имеет свой собственный шаблон с некоторым искажением информации под его личные представления. Это похоже на искажения телевизионного изображения при пропавшем сигнале: оно дробится на пиксели. И этот пиксельный, обобщенный и искаженный образ ситуации

и сохраняется в долгосрочной памяти. В младенчестве ребенок тратит 50% энергии, - он знакомится с миром. Подросток тратит уже меньше, он использует шаблоны, но пока еще ориентируется на то, как используют

их взрослые.

Однако, мозг подростка не способен адекватно использовать даже шаблоны. В его пиксельном варианте они еще более искажены собственными неопытными реалиями. Потому оценка рисков поведения неадекватна и не может быть адекватна. Пубертат необычайно эмоционален и требует постоянного вознаграждения эмоциями.

А контроль эмоций находится на "эмбриональной" стадии. Возбуждения развивающегося мозга не избежать

на физиологическом уровне никак, - это данность, но перенаправить можно, замещая эмоции агрессии, уныния, страха и завышенного энтузиазма, другими эмоциями: творческими и созидательными.

Творческая созидательность и разрушение не совместимы.

Чтобы понять, что происходит в голове подростка в процессе знакомства с незнакомым ему миром, можно привести одну сравнительную и забавную аналогию: ощущения подростка сродни ощущениям Алисы, когда она провалилась в кроличью нору. Она, находясь в полете, понимает, что изменить ничего не может - она уже падает, но при этом она успевает не только рассмотреть мир вокруг, но еще и взаимодействовать с ним: пролетая мимо, она успевает разглядеть контурные карты на стене норы, схватить банку с апельсиновым вареньем и даже определить, что она пустая, и даже порассуждать, а кто там на другом конце земли - антипады или антиподы. Но, упав в конце в груду сухих листьев, она мгновенно ощущает свою "крошечность" и одиночество. Она одна в этом неизвестном мире,

к которому ей предстоит адаптироваться. И вот тут-то включается ее творческое (латеральное) мышление, благодаря которому она и смогла не только выжить в этом мире, но и успешно познать его.

Мозг подростка и другие орехи.

Как выбрать правильную мысль из собственной сотни хаотичных?

Как контролировать воображение? Как отделить смысл от бессмыслицы?

Как понять то, чего мне хочется? Кто же это - мое творческое "Я"?

На эти и многие другие вопросы дают ответ занятия в Творческом Клубе «Битва с шаблонами», который направлен на развитие латерального (креативного или гибкого творческого) мышления или мышления «в бок». Если подростку дать в руки инструменты латерального мышления для строительства своего творческого "Я" и научить ими пользоваться, он сможет не только максимально позитивно настроить свое отношение к восприятию жизни,

но будет способен в дальнейшем изменять мир к лучшему. Он будет и во взрослой жизни нацелен на созидание,

что является основой любого творческого процесса. Потому что с детства он привыкнет созидать.

Это станет во взрослой жизни его необходимым творческим "Я", первым порядковым номером. 

Подростковый мозг - самая продуктивная машина по обучению и самая опасная. Благодаря пластичности мозга

у подростка много возможностей, но пластичность - обоюдоострый меч, - активный мозг подвержен как развитию

и энтузиазму, так и негативным влияниям. Действия гормонов уже активно атакуют организм, а логические связи еще буксуют и не понимают как реагировать на действия гормонов, т.к. впервые их видят. Атака начинается уже

с 10 лет, а  лобные доли, развиваясь самыми последними, готовы к правильным решениям лишь к 20 годам.

Отсюда хаотичность мыслей и неструктурированное мышление, уныние, агрессия и часто неадекватное поведение, которое в психологии именуют "рискованным подростковым поведением". Подростки считают уже себя взрослыми

с правом принимать самостоятельные решения, не умея еще оценивать риски. Именно поэтому подростковое упрямство - самая распространенная форма бунта. Все проявления жизни они воспринимают исключительно через эмоции. А повышенная эмоциональность, как правило, сопровождается стрессом. Особенно в школе, которую они воспринимают, как "тюрьму": "террор" учителей, повышенный объем информации, выступления перед классом, конфликты со сверстниками и т.д. Но при всем многообразии отрицательных явлений мозг подростка невероятным образом идеально запрограммирован на получение новой информации и он гораздо эффективней в этом процессе,

чем взрослый мозг.

Мозг подростка - капризная "плакса" и любитель "отлынивать" от работы. Но, как и взрослый мозг, он инстинктивно способен на концентрацию и сосредоточенность в критической ситуации. Однако степень и качество этой реакции зависит от опыта и умения быстро и креативно решать задачу. Практики проекта Детского Творческого Клуба "Битва с шаблонами" развивают адаптивность быстрого реагирования в решении творческих задач. Это тренировка мозга

на активную и быструю работу, эффективного переключения с задачи на задачу. Игровой формат познания такого опыта дает возможность ребенку с приятной, комфортной легкостью запомнить этот опыт, отложить его в "копилку" долгосрочной памяти и в дальнейшем пользоваться навыками в любой жизненной ситуации.

Нужно быть не первым, нужно быть новым.

 

Сейчас зарождается самый значимый процесс в обществе - эпоха Нового Ренессанса. Возрождение творческих сил человечества. Цифровой век этому способствует и этому же и угрожает. Такой вот парадокс! И, если мы хотим получить из нового поколения не обессиленных соцсетями невротиков, одержимых страхом перед неизбежностью думать, а творческих и свободно мыслящих людей, то нужно планировать их появление задолго до того, как они окунутся в неизбежную необходимость самостоятельно жить и действовать. Намного задолго! 

Сейчас модно говорить о креативной экономике, но именно она нуждается в мыслящих свободно и оригинально.

А где их взять, если не вырастить? Все общеобразовательные школы должны стать в будущем творческими, поскольку художественное начало - основа творческого мышления. Цель проекта "Битва с шаблонами" не научить рисовать, а научить свободно мыслить, как художник, и не испытывать при этом страха перед белым листом. Это умение одним глазом видеть, а другим чувствовать. И чем больше будет творческих образовательных школ, тем больше в последствии будет  творческих офисов и компаний. И не важно: разрабатываешь ли ты новый ракетный двигатель, или придумал новый оригинальный способ как вырастить тыкву. Не нужно быть первым, нужно быть новым. Единственный способ сделать мир лучше – это новаторство.

 

С чем воюет проект "Битва с шаблонами"?

 

Проект направлен на развитие латерального мышления у детей с применением авторских методик. Латеральному мышлению можно обучиться точно так же как и математике или физике. Так считает знаменитый психолог Эдвард де Боно, - и это так. Но математика и физика все же требует некоторого таланта и предрасположенности,

а латеральное мышление - это дарственный феномен, рождающийся вместе с человеком. И хотя латеральное мышление как термин сравнительно молод и придуман психологом Эдвардом де Боно в 1967 году, оно уже существовало задолгодо своего открытия. Такими нас создал Бог. И пока "дирижер сомнений" нервно "пьет кофе"

в сторонке, мы обратимся к не менее известному человеку - композитору Альфреду Шнитке, который ничего не знал о латеральном мышлении, но очень точно его описал: "Чтобы появилась жемчужина, нужна песчинка,

что-то неправильное, инородное. Совсем как в искусстве, где великое рождается не по правилам". Так почему же мы так боимся свободы "неправильных" идей?  

Существует теория Эриха Фромма "Бегство от свободы" (1941 г.) Он утверждал, что свобода означает независимость и умение человека рассчитывать только на себя. Но большинство людей избегают свободы, боясь что это приведет

к изоляции и отчуждению от общества. Свобода вызывает чувство беспокойства, гораздо безопасней стать частью большого механизма и принимать решения под давлением общества, "подчиниться силе, которая дает некоторую надежду" на безопасность. Ограничение чувства свободы - феномен социального бессознательного. Так же действует и его величество шаблон. Он уверенно ведет нас в никуда. "Докрасить" не очень привлекательный образ шаблона хочется словами канадского педагога Лоуренса Дж. Питера, известного своим "принципом Питера" (1968г.):

" Если вы не знаете куда держите путь, то в конечном итоге обязательно окажитесь не там, где нужно".

Мы находимся перед выбором: свобода или рабство. Не в косвенном, а в прямом смысле!  Известно, что человек,

редко использует весь свой потенциал мозга, но использует в полную силу шаблонное, стереотипное мышление. Результат: мозг постепенно теряет пластичность и, в конце концов, замирает на "полуслове". Исследования Натальи Бехтеревой доказали, что решение творческих задач задействует весь мозг целиком, потому что задействовано все: и память, и речь, и творческая интуиция, и логика, и пространственная и временная ориентация. И если в детстве недополучить знаний как использовать и левое и правое полушарии, то мозг неизбежно деградирует и даже, еще

не дождавшись старости, теряет ясность. Каждый ребенок - это лампочка, которая способна светить ярче, но если обеспечить слабое питание, свет будет тусклым. Однако нельзя сделать что-то интересное, если тебе не интересно. Необходимо вовремя, не упустив дорогого времени, предложить ему новый опыт, такой, который он еще

не испытывал - творческую реализацию в разных кластерах художественного процесса. Именно он и заложен

в практиках проекта. Поэтому проект «Битва с шаблонами» со стратегией опережающего удара (блицкриг).

ПРЕДЛАГАЙТЕ СВОИМ ДЕТЯМ ВСТУПИТЬ В ДЕТСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ КЛУБ "БИТВА С ШАБЛОНАМИ"

Подросток не способен оценивать риски или:
Здравствуйте, меня зовут Дофамин!

АВТОРСКОЕ ПРАВО НА МЕТОДИКИ «БИТВА С ШАБЛОНАМИ»
ПОДТВЕРЖДЕНО СВИДЕТЕЛЬСТВОМ О ДИПОНИРОВАНИИ.
НОТАРИАЛЬНО ЗАВЕРЕНО С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
ГОТОВИТСЯ ИЗДАНИЕ
"КНИГА ТВОРЧЕСКИХ ПРАКТИК. БИТВА С ШАБЛОНАМИ"

Проект "Битва с шаблонами"

Задать вопрос

Thanks for submitting!